На протяжении 18 лет работы в 3D сфере я познакомился с большим количеством людей и попадал в самые разные ситуации. Иногда подготовка проекта проходила по плану, а иногда случались разногласия и споры.
На своем опыте работы я выявил 6 типов сложных клиентов, которые могут нарушить ваш привычный ритм работы.
Читайте дальше, чтобы знать, как с ними действовать ↓
#1 Bечный мыслитель
Чем опасен: потеря времени
К примеру, вы договорились сделать проект на 100 кв. метров за 30 тысяч рублей. После каждого этапа клиент по две недели обдумывает результат. В итоге работу на 40 часов вы делаете 3 месяца, и ваш доход — 10 тысяч рублей в месяц.
Конечно, можно было бы одновременно взяться за другой проект. Но вы ответственный человек и боитесь подвести заказчика, если у вас не хватит времени.
Что поможет: инициативность и условия
— Если заказчик хочет подумать, уточните, что его смущает. Предложите прямо сейчас обсудить все детали.
— Заключите договор типа "физлицо — физлицо" и пропишите в условиях, что на любом этапе согласования заказчик имеет право взять паузу, к примеру, в 2 рабочих дня. Далее этап автоматически считается согласованным.
#2 Любитель правок
Чем в более низком сегменте вы работаете, тем таких заказчиков будет больше.
Чем опасен: увеличит объем работы в несколько раз
В начале работы вы договорились о 3-х правках. После анализа результатов заказчик просит вас, к примеру, заменить зеленый диван на синее кресло.
В этой ситуации есть важный момент: могли ли вы сделать это синее кресло по изначальному ТЗ, или там был прописан именно зеленый диван. Если этот момент не был оговорен, и вы додумали диван сами, необходимо сделать правку. В иной ситуации вы имеете полное право указать заказчику, что замен дивана на кресло должно оплачиваться дополнительно.
Что поможет: работа по четкому ТЗ
Описать 200 пунктов ТЗ на встрече с заказчиков займет около 2-х часов. Если ваш заказчик не хочет тратить время, подготовьте ТЗ самостоятельно и отправьте ему на подтверждение. Этот шаг убережет вас от разногласий и бесконечных правок.
#3 Тот, кто не платит
Чем опасен: украдет у вас время и деньги
Одна из моих учениц недавно встретилась с таким заказчиком. Пройдя 20% курса, она взялась за выполнение визуализации и сделала ее неплохо. Заказчик получил материалы и воспользовался ими, однако сказал, что изображения плохие, поэтому он не будет платить
Что поможет: предоплата по каждому этапу
Если вы работаете на устных договоренностях, то после передачи изображения заказчику, у него не остается ни одной причины платить вам. Предоплата позволит этого избежать.